Аналитическая справка о результатах проведения внутреннего анализа коррупционных рисков в Товариществе с ограниченной ответственностью «Astana Venue Management»
Письмом Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) исх. № 01-12/157 от 22.02.2023 года до Товарищества доведены новые Типовые правила проведения внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – Правила), утвержденные приказом Председателя Агентства от 16 января 2023 года № 21 (зарегистрирован в Министерстве юстиции 18 января 2023 года № 31713) и Методические рекомендации по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденные приказом Председателя Агентства от 30 декабря 2022 года №488.
Вместе с тем, Первым заместителем Председателя Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) Саркуловым У.С. утвержден План реализация типового базового направления №4 «Предупреждение и противодействие коррупции» на 2024 год, согласно которому товариществу необходимо провести внутренний анализ коррупционных рисков.
Графиком проведения внутреннего анализа коррупционных рисков в квазигосударственных организациях города Астаны в рамках исполнения проектов четвертого типового базового направления, утвержденным Заместителем руководителя Аппарата акима города Астаны Шаукентаевым Ж.К. от 29 марта 2024 года товарищество обязано приступить к проведению внутреннего анализа коррупционных рисков 2 мая 2024 года.
В целях качественного и своевременного исполнения вышеуказанной работы Генеральным директором товарищества издан приказ от 22 апреля 2024 года № 01-04/113 «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков», которым утвержден состав комиссии под председательством комплаенс-офицера товарищества Якупова Д.А. Период проведения с 2 мая по 30 мая 2024 года, охват с 26 мая 2023 года по 30 мая 2024 года.
На корпоративном портале Товарищества 17 апреля 2024 года, за 10 рабочих дней до начала проведения внутреннего анализа анонсировано начало проведения и предложено внести предложения и/или подать заявку на участие в составе комиссии. На момент начала внутреннего анализа предложений и заявок не поступило.
Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся по следующим направлениям:
1) выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделений;
2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделений.
При проведении внутреннего анализа проведено изучение, обобщение материалов по деятельности товарищества, а также документов и практики организационно-управленческой деятельности (устав, регламенты, положения, внутренние нормативные документы, должностные инструкции сотрудников, положения об управлениях и др.) и НПА, регулирующих деятельность товарищества.
ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Коррупционный риск 1
Согласно пп.10) пункта 19 раздела 5 Устава Генеральный директор Товарищества утверждает 29 внутренних документов, регламентирующих деятельность товарищества.
На момент проведения анализа из 29 внутренних документов на государственном языке имеются 25 документа.
Следующие документы имеются лишь на русском языке: Правила сбора, обработки и защиты персональных данных работников товарищества, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о коммерческой и служебной тайне товарищества, Учетная политика товарищества.
В соответствии со статьей 7 Конституции РК и статьей 4 Закона РК «О языках в Республике Казахстан» (далее – Закон) государственным языком Республики Казахстан является казахский язык.
Государственный язык – язык государственного управления, законотворчества, судопроизводства и делопроизводства, используемый во всех сферах общественных отношений на всей территории государства.
Президент Республики Казахстан Токаев К.К. в своих Посланиях народу Казахстана неоднократно поднимал вопрос о повышении распространения и статуса государственного языка во всех сферах жизни.
Отсутствие внутренней документации на государственном языке влечет ограничение доступа к информации для носителей казахского языка и может привести к непониманию внутренних правил, положений управления, должностных инструкций, что создает условия для возникновения коррупционных рисков, т.е. из-за непонимания внутренних регламентирующих документов сотрудники потенциально могут принимать решения по своему усмотрению.
Рекомендация 1
Обеспечить ведение внутренней нормативной документации на государственном и русском языках (Правила сбора, обработки и защиты персональных данных работников товарищества, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о коммерческой и служебной тайне товарищества, Учетная политика товарищества).
Коррупционный риск 2
Согласно пп.3 п.4 ст.12 Закона РК «О государственных закупок», в случаях, когда поставщик, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда им стало известно о факте нарушения потенциальным поставщиком или поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок.
Неисполнение требования законодательства влечет административную ответственность в соответствии с п. 10 ст. 207 Кодекса об административных нарушениях в размере 30 МРП.
Процедура взаимодействия при осуществлении государственных закупок регулируется Регламентом взаимодействия структурных подразделений и работников при организации и проведении закупок товаров, работ и услуг ТОО «Astana Venue management» утвержденным приказом № 01-04/344 от 05.11.21 г.
Так, п. 23 Регламента установлено, что инициатор закупки в случае установления факта нарушения условий договора со стороны поставщика, обязан в течение одного дня служебной запиской уведомить юридической управление и управление государственных закупок для принятия своевременных мер.
Между тем, данное требование Регламента не исполняется в должной мере.
При этом информирование осуществлялось управлением государственных закупок, в чьи обязанности данная работа не входит.
Не предоставление информации потенциально может указывать как на отсутствие контроля, так и на намеренное сокрытие информации.
Рекомендация 2
Проведение дополнительного обучения сотрудников управлений, инициирующих закупки о требованиях Регламента в части мониторинга исполнения договоров.
ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Коррупционный риск 3
ТОО «Astana Venue Management» (далее – Товарищество), является 100% субъектом квазигосударственного сектора.
Согласно постановления акимата города Астаны от 22 сентября 2020 года № 501-1987 товариществу переданы в доверительное управление объекты Дворец Мира и Согласия и Монумент «Байтерек» (далее – Объекты/ Памятники), которые, в свою очередь, являются памятниками истории и культуры местного значения города Астаны.
В настоящее время, товариществу необходимо закупить работы по техническому обследованию несущих конструкций объектов (памятников).
Руководствуясь статьей 32 Законом Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», к научно-реставрационным работам на памятнике истории и культуры относятся:
1) научное исследование;
2) консервация;
3) реставрация;
4) воссоздание
5) ремонт;
6) приспособление.
При этом, научное исследование – это комплекс мероприятий, направленных на изучение, оценку качества, степени сохранности и определение объема необходимых работ, осуществляемых по сохранению памятника истории и культуры, в том числе деятельность, осуществляемая в ходе разработки научно-проектной документации.
Согласно Правил осуществления технического обследования надежности и устойчивости зданий и сооружений, утвержденные приказом Министра национальной экономики РК от 19.11.2015г. №702, техническое обследование надежности и устойчивости зданий и сооружений применяется для обнаружения дефектов и повреждений в ответственных (несущих) элементах и соединениях, представляющих опасность разрушения, несоответствия качественных показателей примененных строительных материалов и в других случаях, которые не предусмотрены Законом РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия».
При этом, эксперт либо организация при проведении технического обследования надежности и устойчивости зданий и сооружений при проведении детального инструментального обследования, привлекает аккредитованную специализированную лабораторию.
Существует ряд вопросов, где товариществу не понятно, как действовать и каким законодательством руководствоваться при проведении ремонтов на объектах, которые являются памятниками истории и культуры.
1) входят ли работы по техническому обследованию несущих конструкций зданий и сооружений к работам по проведению научного исследования, либо данный вид работ необходимо закупать отдельно;
2) в случаях, если техническое обследование необходимо закупать отдельно, от научного исследования, необходимо ли требовать у потенциальных поставщиков наличие лицензии на научно-реставрационные работы, в связи с тем, что техническое обследование будет проводиться в здании, который является памятником;
3) в случаях, когда вместо технического обследования необходимо проводить научное исследование, какие компании могут провести вышеуказанное исследование с привлечением специализированной лаборатории. Какие компании имеют аккредитацию на проведение технического обследования несущих конструкций зданий и сооружений, а также лицензию на проведение научно-реставрационных работ.
4) При проведении текущего ремонта в памятниках, требуется ли проведение научного исследования;
5) При проведении государственных закупок, для идентификации объекта закупки, для его описания на портале государственных закупок goszakup.gov.kz, отсутствует подходящий код в классификаторе товаров, работ и услуг (КТРУ) «работы по разработке научно-проектной документации».
В связи с чем, Товарищество написало письмо в ГУ «Комитет культуры Министерства культуры и информации Республики Казахстан», а также в РГУ «Комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан» для получения разъяснений по существующим вопросам. На момент проведения внутреннего анализа коррупционных рисков ответ не получен.
Неурегулированность данных вопросов может привести к нарушению действующего законодательства, ущемлению прав потенциальных участников конкурсов государственных закупок либо проведению неполного объема технических обследований.
Рекомендация 3
Внесение предложений в орган государственного управления об урегулировании процедуры технического обследования памятников истории и культуры.
Коррупционный риск 4
Согласно пункту 47 Правил составления и представления бюджетной заявки при планировании расходов на приобретение запасов и основных средств к расчету прилагаются не менее трех прайс-листов по каждому виду запасов или основных средств, а также расчеты должны представляться с обоснованиями и обязательной расшифровкой по каждому виду расходов.
В соответствии с вышеуказанными Правилами Заказчики на момент формирования бюджета вынуждены обращаться к потенциальным поставщикам с запросом о предоставлении коммерческих предложений, которые могут быть неактуальными на момент осуществления государственных закупок, как в силу роста цен, так и в силу завышенной цены.
Вместе с тем потенциально возможны ситуации, при которых заказчики в целях искусственного увеличения бюджета закупки обратятся к знакомым предпринимателям для получения трех коммерческих предложений с «раздутыми» ценами на товары, работы, услуги.
Как известно, зачастую намерение на хищение бюджетных средств формируется на этапе планирования бюджета, реализуется на этапах проведения закупки с лоббированием «своего» поставщика и этапе приемки.
В этой связи особую важность приобретает возможность планирования бюджета опираясь на достоверные, неоспоримые источники, независимые от заказчика.
При этом, согласно п. 29) статьи 2 Закона «О государственных закупках» база данных цен на товары, работы, услуги – информационная подсистема, являющаяся частью веб-портала государственных закупок, содержащая сведения о сложившихся минимальных, средних и максимальных ценах на товары, работы, услуги по итогам государственных закупок (далее – База данных цен).
То есть, правовая основа для базы существует, однако она не реализована в жизни, что ставит все субъекты государственных закупок под риск обвинения в искусственном увеличении закупочных цен с целью хищения бюджетных средств.
По результатам проведенного внутреннего анализа в товариществе в 2023 году информация о риске и предложения по его профилактике направлены письмом исх. № 01-13/424 от 28.09.2023 года в Управление активов и государственных закупок города Астаны, письмом исх. № 01-13/472 от 17.10.2023 года в Министерство финансов Республики Казахстан.
Письмом исх. № КК-05-КК/496-И от 14.02.2024 года Министерство финансов предоставило промежуточный ответ. В связи с тем, что окончательный ответ товариществом не получен, а коррупционный риск не предотвращен, необходимо инициировать рассмотрение данного вопроса от Антикоррупционной службы.
Рекомендация 4
Направление в Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по городу Астане письма о необходимости разработки и внедрение информационной подсистемы «база данных цен на товары, работы, услуги», предусмотренной п. 29) статьи 2 Закона «О государственных закупках.
Коррупционный риск 5
В силу основной деятельности товариществу в доверительное управление по решению уполномоченного органа передаются городские коммунальные объекты недвижимости с целью обеспечения функционирования объектов, в том числе за счет приобретения товаров, работ, услуг.
Однако, при передаче объекта возникает ситуация, когда объект принят на баланс, однако все договоры, связанные с закупом коммунальных услуг, электричества, охраны, клининга, обслуживания технологического оборудования и иных не могут быть заключены до подведения итогов конкурса. Проведение конкурса может занимать как 1,5-2 месяца, так и более при повторном конкурсе либо обжаловании итогов конкурса.
В связи с чем, при принятии решения уполномоченного органа о передаче объекта Заказчику, принимаются меры по неотложному обеспечению его деятельности в целях беспрерывного функционирования, Заказчик вынужден заключать договор о государственных закупках по п. 50 ст. 39 Закона до подведения итогов конкурса на момент, когда передан новый объект. Однако заключение договора по данному основанию допускается только в январе, а применение данного основания в другие месяцы года является нарушением, влекущим административный штраф на первого руководителя.
Потенциально возможна ситуация, при которой руководитель, взяв на себя ответственность за функционирование объекта, заключит все необходимые договоры на период до подведения итогов конкурсов, а за это на него будут наложены несколько штрафов по 100 МРП.
С учетом того, что суммарная стоимость штрафов может равняться нескольким месячным окладам руководителя, потенциально возможна ситуация, при которой руководитель будет вынужден искать иные источники оплаты штрафов.
По результатам проведенного внутреннего анализа в товариществе в 2023 году информация о риске и предложения по его профилактике направлены письмом исх. № 01-13/424 от 28.09.2023 года в Управление активов и государственных закупок города Астаны, письмом исх. № 01-13/472 от 17.10.2023 года в Министерство финансов Республики Казахстан.
Письмом исх. № КК-05-КК/496-И от 14.02.2024 года Министерство финансов предоставило промежуточный ответ. В связи с тем, что окончательный ответ товариществом не получен, а коррупционный риск не предотвращен, необходимо инициировать рассмотрение данного вопроса от Антикоррупционной службы.
Рекомендация 5
Направление в Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по городу Астане письма с предложением в п.п. 50 п. 3 ст. 39 Закона «О государственных закупках» внести следующее дополнение:
после слов «если такие государственные закупки осуществляются в течение первого месяца года,» дополнить словами «в случае передачи объекта Заказчику в течение года».
Коррупционный риск 6
Согласно п. 1 ст. 64-1 Закона от 16.07.2001 г. № 252 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» комплексная вневедомственная экспертиза проектов проводится экспертными организациями и осуществляется экспертами, аттестованными по соответствующим разделам (частям) технико-экономических обоснований или проектно-сметной документации.
Согласно п. 5 Правил аккредитации экспертных организаций Аккредитация услугополучателя проводится уполномоченным органом и подтверждается свидетельством об аккредитации на право осуществления обязательной комплексной вневедомственной экспертизы проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства, за исключением проектов отнесенной к государственной монополии.
Однако, вышеуказанное свидетельство отсутствует в перечне разрешений первой и второй категории согласно приложению 1 и 2 к Закону «О разрешениях и уведомлениях», а на Портале государственных закупок (далее – Портал) автоматическое заполнение разрешительных документов возможно только из перечня согласно Закона «О разрешениях и уведомлениях».
В связи с чем разрешительные документы, не предусмотренные Законом «О разрешениях и уведомлениях» выбрать невозможно, что является причиной заполнения неполных квалификационных требований со стороны заказчика, и впоследствии основанием для жалоб от Поставщиков.
В связи с чем, в результате невозможности заполнения разрешительного документа, который не предусмотрен в перечне Закона «О разрешениях и уведомлениях» дает возможность участвовать другим потенциальным поставщикам не имеющих право осуществлять данную деятельность.
Потенциально возможна ситуация, при которой закупщик, заинтересованный в выигрыше компании, не обладающей соответствующим свидетельством об аккредитации, используя пробел в работе портала, объявит конкурс без требования свидетельства, что впоследствии может нанести ущерб интересам государства.
Интегрирование системы государственных закупок с elicense.kz позволит Заказчикам и Поставщикам правильно и эффективно использовать систему лицензирования при формировании приложения к конкурсной документации о квалификационных требований на Портале.
По результатам проведенного внутреннего анализа в товариществе в 2023 году информация о риске и предложения по его профилактике направлены письмом исх. № 01-13/424 от 28.09.2023 года в Управление активов и государственных закупок города Астаны, письмом исх. № 01-13/472 от 17.10.2023 года в Министерство финансов Республики Казахстан.
Письмом исх. № КК-05-КК/496-И от 14.02.2024 года Министерство финансов предоставило промежуточный ответ. В связи с тем, что окончательный ответ товариществом не получен, а коррупционный риск не предотвращен, необходимо инициировать рассмотрение данного вопроса от Антикоррупционной службы.
Рекомендация 6
Направление в Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по городу Астане следующие предложения о совершенствовании законодательства: «интегрировать систему государственных закупок с elicense.kz для возможности выбора на портале свидетельства об аккредитации на право осуществления обязательной комплексной вневедомственной экспертизы проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства, за исключением проектов отнесенной к государственной монополии».
Коррупционный риск 7
Участники конкурса зачастую подают заявку без наличия полного пакета документов и не приводят заявку в соответствие, что говорит о необдуманности намерения участвовать в конкурсе. Такие случаи приводят к нарушению сроков поставки товаров, проведения работ, оказания услуг.
К примеру, по объекту монумента Байтерек, являющего одним из знаковых объектов столицы с посещаемостью более 2 000 человек в день в летнее время, и 800 человек в зимнее время, являющегося объектом уязвимом в террористическом отношении, был проведен конкурс по услуге охраны объекта за период 2021 года 4 раза. Продолжительность конкурсных процедур с момента первого приема заявок до момента заключения договора составила 7 месяцев, учитывая что впервые конкурс был опубликован 23 декабря 2020 года.
В каждом объявленном конкурсе на постоянной основе участвовали две компании.
На каждом из конкурсов поочередно одна из компаний признавалась соответствующей требованиям конкурсной документации, вторая компания при этом не дополняла свою заявку недостающими документами, что приводило к срыву конкурсов из-за отсутствия конкурсной среды (2 и более допущенных участника).
Только 30 июля 2021 года, в связи с предоставлением менее двух заявок с единственным участником конкурса был заключен договор из одного источника по несостоявшимся закупкам.
Данная позиция поставщиков указывает на недобросовестное отношение, создающее барьеры Заказчику для своевременного подведения итогов конкурса и заключению договора о государственных закупках с победителем, что наносит ущерб заказчику.
В связи с чем, в целях исключения недобросовестного отношения, повышения уровни ответственности и осознанности потенциальных поставщиков при участии в государственных закупках необходимы действенные меры, исключающие бесконечное, безрезультативное проведение конкурсов.
По результатам проведенного внутреннего анализа в товариществе в 2023 году информация о риске и предложения по его профилактике направлены письмом исх. № 01-13/424 от 28.09.2023 года в Управление активов и государственных закупок города Астаны, письмом исх. № 01-13/472 от 17.10.2023 года в Министерство финансов Республики Казахстан.
Письмом исх. № КК-05-КК/496-И от 14.02.2024 года Министерство финансов предоставило промежуточный ответ. В связи с тем, что окончательный ответ товариществом не получен, а коррупционный риск не предотвращен, необходимо инициировать рассмотрение данного вопроса от Антикоррупционной службы.
Рекомендация 7
Направление в Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по городу Астане следующие предложения о совершенствовании законодательства:
- Предлагается удерживать обеспечение заявки, в случаях предоставления неполного пакета документов, в том числе после возможности дополнения заявок.
- Предлагается дополнить п. 3 ст. 29 Закона «О государственных закупках» подпунктом подпунктом 3) следующего содержания:
3) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанное в заявке на участие в конкурсе.
Коррупционный риск 8
Согласно плана государственных закупок товарищество имеет около 650 пунктов плана, из них более 500 пунктов плана запланированы способом запроса ценовых предложений. Учитывая большое количество пунктов плана, не исключено допущение технической ошибки при объявлении закупки способом запроса ценовых предложений, в силу непреднамеренных ошибочных действий со стороны Заказчика. Однако, на портале государственных закупок не предусмотрен отзыв или редактирование объявления, за исключением случаев корректировки бюджета либо нецелесообразности и исключения из бюджета.
Исправление ошибки возможно путем самостоятельной отмены заказчиком закупки, и повторного переобъявления. Однако, данное действие также влечет штраф, сопоставимый с месячным окладом специалиста и потенциально может подтолкнуть его к изысканию незаконных способов либо уклонения от штрафа либо оплаты штрафа.
По результатам проведенного внутреннего анализа в товариществе в 2023 году информация о риске и предложения по его профилактике направлены письмом исх. № 01-13/424 от 28.09.2023 года в Управление активов и государственных закупок города Астаны, письмом исх. № 01-13/472 от 17.10.2023 года в Министерство финансов Республики Казахстан.
Письмом исх. № КК-05-КК/496-И от 14.02.2024 года Министерство финансов предоставило промежуточный ответ. В связи с тем, что окончательный ответ товариществом не получен, а коррупционный риск не предотвращен, необходимо инициировать рассмотрение данного вопроса от Антикоррупционной службы.
Рекомендация 8
Направление в Департамент Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) по городу Астане следующие предложения о совершенствовании законодательства: при самостоятельном выявлении ошибки до окончания сроков принятия заявки дать возможность отозвать, редактировать опубликованную закупку.
Коррупционный риск 9
В результате проведенных товариществом в 2023 году государственных закупок, по трем закупкам определена одна компания-победитель. На момент направления договора на согласование у Поставщика имелись ограничения, связанные с участием в государственных закупках в соответствии со статьей 6 Закона «О государственных закупках» (далее – Закон).
При проверке контрагента выяснилось, что руководитель данной организации также одновременно является руководителем в другой компании, которая в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона состоит в реестре недобросовестных участников с 28 марта 2023 года.
Согласно ст. 12 Закона потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основанию, предусмотренному подпунктом 2) части первой пункта 4 настоящей статьи, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня принятия решения уполномоченным органом о признании их недобросовестными участниками государственных закупок.
Согласно пп. 3 п. 1 статьи 6 Закона потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок.
На сегодняшний день Поставщик так же участвует в других объявлениях и имеет более 200 договоров со статусом «Не заключен». У Поставщика согласно реестру договоров на портале государственных закупок нет ни одного исполненного или действующего договора.
В случае, если первый победитель имеет ограничения связанные с участием в государственных закупках, то согласно статьи 6 Закона договор расторгается в одностороннем порядке и статус договора переходит на «Не заключен». Далее договор направляется второму победителю на основании пункта 494 Правил осуществления государственных закупок.
В вышеуказанных объявлениях вторым победителем является один и тот же потенциальный поставщик. После направления договора на согласования второму победителю, поставщик связался с товариществом, чтобы предложить товар качеством ниже заявленной спецификации либо заменить на аналогичный недорогой товар или заключить дополнительное соглашение к договору об увеличении суммы. И если Заказчик согласится на его условия, то он подпишет договор.
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившимися от заключения договора о государственных закупках. Санкция за не заключенный договор предусмотрена только для победителя. Если второй победитель не подпишет договор, то в реестр недобросовестных участников государственных закупок этот поставщик не попадает.
В 2023 – 2024 годах подобные случаи повторялись неоднократно. В результате чего, товариществу не удалось в срок приобрести ряд товаров, таких как центробежный насос, канализационная станция, центробежный насос высокого давления, сервер с картой.
Рекомендация 9
Направить письмо в орган государственного управления письмо о необходимости законодательного исключения возможности манипулировать заказчиками, используя отсутствие ответственности второго победителя государственных закупок.